История Самарканда уходит вглубь тысячелетий. Археологические находки и летописные труды очевидцев и древних историков позволили установить с полной достоверностью, что человек жил на территории современного города за много тысячелетий до начала нашей эры.
Несколько лет назад археологи обнаружили следы стоянки верхнего палеолита в самом центре Самарканда — в Ивановском парке, расположенном на крутом берегу глубокого сая, пересекающего город. Здесь найдено большое количество орудий из кварца и кремня, а также костей животных.
В настоящее время стали известны и более поздние памятники первобытного общества, найденные недалеко от Самарканда. Исключительный интерес представляет богатое погребение эпохи бронзы. Его обнаружил в местности Муминабад рабочий совхоза
Изучение захоронения дало возможность археологам прийти к выводу, что
Чрезвычайно выгодное географическое местоположение, сравнительно прохладный климат: обилие естественных источников с прекрасной водой, которую самаркандцы недаром называют «оби рахмат» — «вода милости», близость гор с многочисленной дичью, протекающая рядом большая река Заравшан, служившая издревле для сплава леса с гор — все это обеспечивало всегда благоприятные условия для человеческих поселений в районе, где за несколько столетий до нашей эры поднялись крепостные стены, замки, величественные здания и храмы Самарканда.
На его территории удалось проследить все этапы развития первобытнообщинного строя. В исторических трудах античного времени самое раннее письменное упоминание о Самарканде — известном тогда под названием Мараканда — относится
Уже тогда Самарканд представлял собой большой город с многолюдным населением, развитыми ремеслами, торговлей, культурой. Он имел неприступную цитадель и внешнюю оборонительную стену длиной
В свете новейших археологических исследований
Поэтому «возраст» Самарканда со дня его рождения на лёссовых холмах Афрасиаба исчисляется круглой хронологической датой в две тысячи пятьсот лет, хотя на самом деле он значительно старше.
Бурная, порой драматическая, и блистательная история была суждена Самарканду с первых дней его существования. Город видел на своих улицах и площадях полудиких саков и массагетов, железные «фаланги» грекомакедонцев, орды жестоких каракитаев, перенес истребительное нашествие арабских полководцев. Огнем и мечом обрушились на его мирные дома кровавые орды Чингисхана.
При Тимуре Самарканд становится столицей мировой империи, простиравшейся от реки Инда до Босфора. А при великом ученом-астрономе Улугбеке город приобретает славу одного из выдающихся центров культуры и науки средневековья. «Эдем Древнего Востока», «Драгоценная жемчужине исламского мира», «Рим Востока», «Руи замин» — «Лик земли» — такими пышными названиями наделяли Самарканд поэты, историки, средневековые географы Ирана, Индии, Китая, Византии, Египта.
Бесценной сокровищницей культуры народов Востока справедливо называли и называют Самарканд. До наших дней в Самарканде сохранились изумительные по красоте, уникальные по архитектурным формам памятники средневекового зодчества, возведенные руками трудового народа, подлинного творца истории.
Ведь не ханы, не эмиры, не жестокие феодалы, не тупые мракобесы, а самые обыкновенные, простые люди, народные умельцы, вдохновенные мастера-каменщики, плотники, штукатуры, керамисты, резчики по алебастру, по камню, по дереву, художники-специалисты по стенной росписи — трудились здесь в далекие минувшие дни, отдавая свой талант, свой пот и кровь созданию бессмертных творений, вызывающих восхищение потомков.
Новейшие открытия в области монументального искусства, скульптуры и живописи в Пенджикенте, Афрасиабе, в Варахше свидетельствуют о том, что в XIV-XV вв., в эпоху среднеазиатского Ренессанса, в Мавераннахре и его столице Самарканде были созданы произведения особого синтетического стиля, вобравшего в себя высшие достижения отечественной художественной культуры народов Ближнего и Среднего Востока.
Это искусство как бы олицетворяло взаимосвязь и взаимовлияние культур стран Средней Азии, Индии, Пакистана, Ирана, Афганистана. Самаркандские шедевры древнего и средневекового искусства — это синтез творческого гения узбеков, таджиков, иранцев, индусов, азербайджанцев, уйгур, афганцев, туркмен и других народов, которые совместным трудом внесли весомый вклад в развитие мировой культуры.
Архитектурные памятники Самарканда, площади, махалли — кварталы, улицы — это каменные страницы истории, перелистывая которые, мы имеем возможность углубиться в славное прошлое города. И хотя безжалостная рука времени коснулась большинства великолепных зданий, но и в наши дни творения зодчих средневековья вызывают справедливое восхищение.
Мы не можем не восторгаться руинами некогда величественной
Не менее славен Самарканд своими прикладным искусством: стенной росписью, резьбой по ганчу и дереву, чеканкой по металлу, ювелирными изделиями, художественными шелковыми и золотыми вышивками, ковроделием и шелкоткачеством.
Самаркандские золотые и серебряные ожерелья, серьги, браслеты, медные тончайшего чеканного орнамента кумганы, глиняные расписные блюда, атласные
Самаркандская художественная керамика, радующая глаз затейливым, но строгим рисунком, чистотой тонов и совершенством формы, славилась далеко за пределами
Историки и географы прошлого сообщают, что улицы и площади Самарканда были вымощены камнем за многие столетия до того, как мостовые вообще появились в Париже и Лондоне. И эти свидетельства подтверждены новейшими археологическими изысканиями на городище Афросиаб, где располагался шахристан Самарканда.
Тончайшая, своебытная настенная жанровая живопись, обнаруженная во время последних раскопок в Самарканде, а также керамические изделия и глиняная скульптура свидетельствуют о том, что уже в древности город был богат незаурядными и даже выдающимися талантами. В своих творениях художники добивались поразительного совершенства рисунка, легкости и живости расцветок, изящества и продуманности орнаментальных узоров.
Свои керамические изделия, стены домов, панели дворцов правителей, потолки храмов они расписывали удивительно тонко цветами, побегами, листьями, а нередко и стилизованными изображениями диких зверей, птиц, рыб, часто фантастическими.
До того времени, когда в Самарканде вместе с арабскими завоевателями утвердился Ислам, категорически воспрещавший изображение живых существ, самаркандские скульпторы создавали изумительные изваяния людей и животных.
Путешественники тех далеких времен, посетившие Самарканд, рассказывают, что его площади, и уличные перекрестки были украшены вырезанными из дерева «…удивительными изображениями коней, быков, верблюдов и диких коз. Они стоят друг против друга, будто озираются, и готовы кинуться в бой или ввязаться в драку». По свидетельству тех же очевидцев, имелись в Самарканде также статуи из мрамора, бронзы, гипса.
Остается лишь пожалеть, что много веков назад эти скульптуры были разрушены. Однако, судя по последним открытиям великолепных скульптур в южном Узбекистане, археологи не теряют надежды, что такие же произведения самаркандских ваятелей будут обнаружены и под лёссовыми холмами городища Афрасиаб.
Уже в самых старинных исторических документах и летописях Самарканд прославляется как средоточие научной мысли и культуры. История города связана с именами выдающихся ученых и поэтов Востока — Рудаки, Алишера Навои, Джами, Омар Хайама, и, особенно, вошедшего наравне с Птоломеем, Галилеем, Джордано Бруно, Коперником в историю астрономии мученика науки, выдающегося ученого Улугбека.
Именно в знаменитой обсерватории, возведенной на холме, на берегу канала Обирахмат на окраине Самарканда, была собрана плеяда крупнейших представителей прогрессивной научной мысли того времени, и в их числе ученые с мировыми именами Гиясиддин Джемшид Каши, Муинаддин Казызаде Руми, Али Кушчи. Именами их по праву гордится Восток.
На протяжении веков древний город постоянно вовлекался в водоворот бурных событий. Периоды блестящего расцвета науки и культуры, искусства и ремесел сменялись под ударами полудиких, алчных завоевателей полным упадком. Бывали десятилетия, когда Самарканд лишался почти всего населения и шакалы выли по ночам на некогда многолюдной площади Регистан. Но могучие жизненные силы вновь пробивались на поверхность, и город фениксом вставал из пепла и руин.
Во второй половине
Узбекский народ бережно охраняет памятники культуры прошлого, он ценит сокровища культуры, созданные гением и трудом людей на протяжении минувших веков. Среди садов Самарканда поднялись дворцы культуры, театры, научно-исследовательские институты, музеи. С восторгом отзываются о новом Самарканде все, кто своими глазами видел чудесные изменения, происшедшие здесь за полвека.
Начнем же свое волнующее путешествие по городу-музею, перелистаем страницы его истории, ознакомимся с шедеврами зодчества, с памятными местами героических событий, с новой жизнью Самарканда, хранящего и умножающего свои славные трудовые и революционные традиции.